суббота, 5 ноября 2011 г.

Посланник Пятидесятницы. Часть первая. Никита Черкасов.

Иисус Христос заповедал ученикам идти по всему миру и проповедовать Евангелие. Апостол Андрей отправился на территорию, которая впоследствии стала называться Русью. С тех пор и до наших дней проповедь Евангелия на Руси не прекращается. Многие святые пожертвовали здесь своей жизнью. Мы продолжаем серий публикаций об истории проповеди Евангелия на русской земле.

«Кто не помнит о прошлом, у того нет будущего»





Взросление
16 апреля 1885 года в казачьей станице в Оренбургской губернии (сейчас это территория на гра­нице Челябинской области и Башкирии, в районе горо­да Магнитогорска), в многодетной семье уральского казака Черкасова родился сын, которого по церковным святцам на­звали Никитой.

Родители его, Петр и Ольга Черкасовы, были людьми зажиточными, владели землями и сенокосами, стадами коров и табунами лошадей. Было у них кроме Никиты еще пять старших сыновей и четыре дочери. Суровый быт станичников, вынужденных успевать и за плугом, и в войске, накладывал отпечаток на каждого, кто рождался и рос в этом сословии. С малых лет каждый казак знал, что он призван защитить «веру и отечество», а если надо, то и «живот положить» в кровавой битве. Здесь рождались воинами, воинами росли и воинами умирали. Лихая сабельная атака и жаркий бой сызмальства мерещились многим сорванцам, носившимся по пыльным станичным ули­цам с деревянными саблями и копьями. Дети громили «басурманов» в виде лопухов и крапивы, часто вступали в «бой» с соседними улицами, а по вечерам слушали рассказы стариков о похо­дах «за море», о битвах с «иноверцами», об атамане Стеньке Разине, совершавшем походы на Персию и даже пленившем персидскую царевну, о недавних бит­вах в Балканской войне, где только вмешательство «аглицкое да хранцузкое» помешало взять Царьград, чтобы опять утвердить веру христианскую там, где она была испокон веков.

Иногда рассказчики вспоминали о Емельяне Пугаче­ве, который воевал в этих местах, о староверах, которых было много в его полках, о том, что сначала вся вера была «староверской», а потом разделилась: одна вера «так и осталась», а «новая пошла по-другому, по трех­перстному...» Почему так долго вера была неправильной, никто не знал, да и знать было особенно ни к чему. Казак должен знать свое дело, а попы — свое.

Малолетнего Никиту удивляли разногласия в вопро­се веры. Он хотел знать все. Никита любил слушать все, что читают, и все, что рассказывают. Родители обратили внимание на его любознательность и в возрасте семи лет послали его в станичную школу, в которой он учился очень хорошо и в каждом классе оставался первым учеником. В его характере проявилось и усердие, кото­рое является обязательным условием всякого успеха. Учителя обращали внимание на его необыкновенно красивую каллиграфию.

Учился он отлично и легко. И математика, и грамма­тика, и начала тех наук, которые преподавали в станич­ной школе, и даже Закон Божий, который многие недолюбливали из-за сухости преподавания, все вызы­вало у него живой интерес. Все это он осваивал с присущими ему трудолюбием и усердием. Уже с малых лет у Никиты начало проявляться качество, которого мно­гим так недостает — чувство ответственности. Все, что бы ни делал, он старался сделать так, чтобы потом не переделывать.

Это за Никитой замечали многие. Когда в три­надцать лет он закончил школу, его сосед, атаман станицы, видя серьезность и старательность Никиты, взял его в станичное правление переписчиком, где подросток служил в течение четырех лет, а потом еще три года — станичным писарем.

Как ни хотелось Никите дальше учиться, пришлось вырабатывать в себе еще одно ценное качество - сми­рение: слишком дорого стоила учеба в столицах, а поблизости никакого подходящего заведения не было. Но и в этом было ценное приобретение: Никита видел жизнь, как она есть, без прикрас и ложных образов, в которые ее наряжали люди образованные, оторванные от земли, от неприглядной правды суще­ствования простого человека. Кто знает, отправься Никита учиться в какой-нибудь столичный институт, не зара­зился бы он там «нигилизмом», который тогда буйно процветал в среде русского студенчества и вывел вскоре на баррикады сразиться за «первое в мире пролетарское госу­дарство» тысячи юношей и девушек.

Неожиданные перемены
В 1905 году все старшие братья Никиты были призва­ны на русско-японскую войну. Из пяти братьев Черка­совых с войны не вернулся ни один... Горе вошло в дом. Как-то сразу согнулась и поседела мать, сник и постарел отец... Как они гордились своими сыновьями-молодцами, как радовались когда-то!

«Упокой, Господи, души рабов твоих», - пел станич­ный священник во время панихиды и привычно обма­хивал кадилом иконостас. Словно и не было никогда тех красавцев-казаков, ещё недавно гарцевавших под окнами родного дома на лихих скакунах, словно и не родились они...

В дом вошла смерть и он опустел. Для юного Никиты реальность смерти никогда еще не оказывалась настоль­ко зримой, настолько ощутимой, настолько болезнен­ной. В школе о ней упоминали, как о конце всего сущего на земле. «Дуб — дерево. Роза — цветок. Олень — животное. Воробей — птица. Россия — наше Отечество. Смерть неизбежна» («Учебник русской грамматики» П.Смирновского). Но это была просто фраза: «смерть неизбежна». Для человека школьного возраста это слиш­ком абстрактное понятие. И вот для юного Никиты оно зримо и непрошено ворвалось в дом. Его братья, его прекрасные, сильные братья, всегда такие жизнерадос­тные, вдруг один за другим ушли в тот неведомый мир, откуда нет возврата. Казалось, они просто повернули коней и неожиданно пересекли ту черту, за которой сразу же исчезает всякий, кто ее переступает. И теперь где-то в неведомых небесных степях мчались пять всадников, оставляя позади землю, небо, облака...

Вместе с ними ушло в небытие и детство Никиты, которое было неотделимо от тех, кто носил его на руках, защищал от обидчиков, мастерил ему деревянные сабли. Им принадлежала часть его сердца, и теперь эта часть вдруг тоже оказалось где-то там, далеко... В какой-то миг его душа вдруг раскрылась для какого-то нового восприятия, для нового видения, для новой надежды.

На уроках Закона Божьего их учили, что души христиан идут туда, где живет Бог. Там - мир Божий. Там нет смерти, которая на этой земле неизбежна. Там нет разлуки, там всегда будут рядом те, кто любит тебя, и кого любишь ты. Так неожиданно произошел внутренний поворот в жизни юного Никиты, а за ним не замедлил и внешний...

В станичном правлении у Никиты был помощник — второй писарь, который приходился ему двоюродным братом. Тот, возмущенный коррупцией, написал в Орен­бург губернатору о том, что один генерал, будучи атаманом отдела, берёт взятки. Письмо попало в руки атамана станицы, который передал его этому самому гене­ралу. Тот, не разобравшись, кто истинный автор письма, отстранил Никиту Черкасова от должности и отдал приказ по всему казачьему отделу, не прини­мать его ни на какую должность.

Преображение
В 1907 году Никиту Черкасова забрали в казачье войско и отправили в туркестанский городок Казермес, рядом с Ташкентом, где он был определен писарем в полковую канцелярию пятого Оренбургского казачьего полка.

Давняя жажда учиться, как оказалось, все еще жила в сердце Никиты, и он, с разрешения начальства, начал посещать курсы педагогического кружка, эк­стерном сдал экзамены при Ташкентской мужской гимназии и стал готовиться к поступлению в Оренбургское казачье юн­керское училище. Но, как написано: «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Пр. 19:21). А Господь определил для Никиты что-то совершенно удивительное.

Однажды, казак Никита Черкасов посетил в Ташкенте собрание баптистов, которое произвело на него огром­ное впечатление. Живая проповедь о приближении Царствия Божьего, о том, что Бог повелел всем людям покаяться, достигла глубин его сердца и заста­вила всерьез задуматься о будущем, которое до этого он видел серым, монотонным и будничным.

Мечта о поступлении в юнкерское училище вдруг поблекла, потускнела, а потом и вовсе развеялась, как пар. Новый чудес­ный мир предстал пред ним, и он уже не мог не думать о вечной жизни в Царствии Божьем. Нескольких меся­цев непрестанного погружения в живые воды евангель­ской истины хватило ему, чтобы навсегда умереть для временного греховного мира и родиться для Бога.

Спустя некоторое время он принял водное крещение в реке Саларе, протекающей через Ташкент. Это произошло 19 августа 1907 года, в день празднования Преображения Господня. Вступление в завет с Господом именно в этот день стало для Никиты знамением - жизнь его действи­тельно преобразилась.

(продолжение следует)

Печатается по книге «Посланник Пятидесятницы»,
Н.Усачёв, В.Ткаченко.

Комментариев нет:

Отправить комментарий